Микеланджело Буонарроти (полное имя - Микеланджело ди Лодовико
ди Буонарроти Симони, итал. Michelangelo di Lodovico
Buonarroti Simoni; 1475-1564) - итальянский скульптор,
живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших
мастеров эпохи Ренессанса.
Биография
Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке
Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти,
городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции,
затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно. В 1488 г.
Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в
мастерскую Доменико Гирландайо и занимается там в течение
трех лет. В 1496 г. кардинал Сан-Джорджо покупает мраморного
«Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в
Рим. Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед
смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему
немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество
родным». Микеланджело - мощный гений который наложил
отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю
дальнейшую мировую культуру.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими
городами - Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования
он был, прежде всего скульптор, это ощущается в живописных
работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений,
сложных поз, отчетливой и мощной лепкой объемов.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец
Высокого Возрождения - статую «Давид» (1501-1504), ставшую
на многие века эталоном изображения человеческого тела, в
Риме - скульптурную композицию «Пьета» (1498-1499), одно из
первых воплощений фигуры мертвого человека в пластике.
Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог
реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным
новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка
Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую
историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300
фигур. В 1534-1541 в той же Сикстинской капелле для папы
Льва X исполнил грандиозную, полную драматизма фреску
«Страшный суд». Поражают своей красотой и величием
архитектурные работы Микеланджело - ансамбль площади
Капитолия и Собор св. Петра в Риме.
Творческое наследие
Мир Микеланджело в отличие от его современников - Леонардо
да Винчи и Рафаэлем с их миром гармонии - разнообразен и
противоречив. Трудности жизни оказали огромное влияние на
его многосторонние восприятие жизни: трагическое осознание
несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания,
одиночество человека и радость его победы в борьбе со
стихиями.
Известные работы
Давид. Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных
искусств.
Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей
Буонарроти.
Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей
Буонарроти.
Пьета. Мрамор. 1498-1499. Рим, собор св. Петра.
Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь
Нотр-Дам.
Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская
академия искусств.
Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных
искусств.
Мадонна Дони. 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици.
Мадонна Питти. Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей.
Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
Гробница Юлия II. 1542-1545. Рим, церковь Сан Пьетро ин
Винколи.
Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
Роспись свода Сикстинской капеллы. Рим, Ватикан.
Мадонна. Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534.
Библиотека Лауренциана. 1524-1534, 1549-1559. Флоренция.
Капелла Медичи. 1520-1534.
Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526-1533.
Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524-1531.
Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция,
Академия изящных искусств.
Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре.
Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Академия изящных искусств.
Брут. Мрамор. После 1539.Флоренция, Национальный музей.
Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535-1541. Рим, Ватикан.