Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто
Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок.
1386 - 13 декабря 1466, Флоренция) - один из самых
замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения,
основоположник индивидуализированного скульптурного
портрета.
Донателло родился во Флоренции или близ нее между 1382 и
1387 г., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди
Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского
банкира Мартелли. Для окончания своего художественного
образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с
известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ
- горельеф (фр. haut-relief, высокий рельеф) из
мелкозернистого камня, находящийся в церкви Санта-Кроче, во
Флоренции, и изображающий Благовещение.
Два стиля скульптора.
Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило
его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить
два стиля: реалистический и классический. К первому
относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во
флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с
длинными волосами. То же направление видно и в его статуе
царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый»)
и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Статуя эта - портрет современника, с большой лысой головой.
Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии,
едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю
Донателло (находится теперь в Англии).
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом
барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф
Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на
бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и
заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца,
где они находятся и поныне - быть может, просто копии с
антиков. Святой Марк Св. Иоанн Креститель Юдифь и Олоферн Но
лучшие работы - те, в которых он, не увлекаясь излишним
реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих
идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о
мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола
Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во
Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del
Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло
для фасада флорентийского собора; между сохранившимися
замечательна статуя евангелиста Иоанна. Памятник Гаттамелате
Работа в Падуе..
В 1444 был призван в Падую для отлития из бронзы конной
статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo
Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью св.
Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни
одной подобной колоссальной статуи Художник остался в Падуе
до 1456. и произвел там, при помощи своих учеников,
несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые
замечательные из них - бронз. барельефы, представляющие
эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи.
В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя,
патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял
Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом
и барельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в
музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение
как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как
бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести
пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в
том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию,
как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного
балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает
полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих
на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей
чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно
сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся
для флорентийского собора и находящихся теперь в Opera del
Duorno.
Бюсты
Портретные бюсты - отрасль пластики, любимая греками и
римлянами и совершенно оставленная в средние века - была
воскрешена Донателло. Некоторые детские бюсты Донателло в
высокой степени верно воспроизводят действительность и
чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью
угадывал впечатление, которое его работы будут производить
на известном расстоянии, и умел определять степень их
законченности. Некоторые из его бюстов замечательны по своей
индивидуальности и как нельзя более характеристичны.
Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную
жизнь представляемого им лица. Таков, например, бюст из
обожженной глины, раскрашенный Никколо да Уццано и
красующийся ныне в музее Барджелло.
Работа и смерть во Флоренции.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви
св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло -
барельефы-медальоны, изображающие евангелистов
вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из
жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же
можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и
святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою
жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как
например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса,
находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем
«Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его
произведении, законченном после его смерти учеником его
Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св.
Лаврентия, изображающих Страсти Господни.
Донателло исполнил
также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци,
несколько надгробных памятников в церквах; между ними
замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он
послужил образцом для многочисленных надгробных памятников,
явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.
Последние годы своей жизни Донателло провел во Флоренции,
работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребен с
большими почестями в церкви св. Лаврентия, украшенной его
работами.