Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) (1449-1494) -
итальянский художник.
Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди.
Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые
он делал для украшения женских головных уборов, были в
большой моде; благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик»
(ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.
Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел
мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности
живописца. Его учителем был А. Бальдовинетти. К раннему
творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в
Риме. Из этих работ сохранилось только «Призвание к
апостольству св. Петра и Андрея» и фреска с изображением
блаженного Иеронима в церкви Оньисанте во Флоренции. Все
окружающее блаженного Иеронима представляет картину
полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних
нидерландских художников и, наконец, «Тайная Вечерь» в
трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью
всех персонажей.
Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти в
церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из
жития св. Франциска. Выделяется фреска, изображающая смерть
св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость
отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного
участия в лицах, и совершенство технического выполнения, -
все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях
на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так
заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная
пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в
числе этих картин встречаются весьма замечательные, как,
напр., «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского
воспитательного дома (agli Innocenti).
Две Мадонны его работы находятся в флорентийской акад. Одна
из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с
языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы»
находится в Лувре. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в
Берлинском музее. Доменико Гирландайо довел направление
искусства своего времени до особенной степени совершенства:
портрет, в обширном смысле этого слова - вот что
преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а
именно помещение в церковно-исторических изображениях
портретов современников для увековечения памяти о них.
Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или
свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к
главному предмету можно сравнить с значением, какое имели
хоры в греческой трагедии.
Гирландайо обыкновенно облекает
фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их
богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной
перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно
природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы
в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое
совершенство. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной
перспективы. Кроме того, он считается основателем школы,
создавшей Микеланджело Буонаротти.