Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. Giotto di Bondone)
- итальянский художник и архитектор эпохи Возрождения.
Даты рождения значительно расходятся в разных источниках.
Современные исследования полагают наиболее убедительной
датой 1267 год, хотя и не исключают иные варианты вплоть до
1275 года. Спорным является и место его рождения. Если
большинство авторов полагают, что Джотто родился в Колле ди
Веспиньяно в долине Муджелло, то некоторые итальянские
ученые отдают предпочтение версии, распространенной в XVIII
веке, по которой ходожник появился на свет во Флоренции, в
приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Св. Панкратия.
Отец Джотто по имени Бондоне (скончался между 1311 и 1313
годами) назван в одном источнике крестьянином, в другом -
кузнецом. Семья владела земельным участком в Веспиньяно,
позже Джотто приобретет там угодья и дома.
1282 - 1287. Источники утверждают, что Джотто получил
художественное образование во Флоренции, в мастерской
Чимабуэ, - точка зрения, которую редко разделяют нынешние
исследователи.
1288 - 1300. Около 1288 года была начата роспись верхней
церкви Сан Франческо в Ассизи. Был ли привлечен к работам
над фресками юный Джотто, и когда именно, находился ли он до
этого в Риме, остается под большим вопросом. Представляется
убедительным предположение, идентифицирующее юного Джотто с
Мастер Исаака, который с 1290-х годов обретает все большую
самостоятельность в росписи верхней церкви. Можно, вероятно,
согласиться также с Вазари в том, что настоятель
францисканского ордена Джованни да Мурровалле в 1296 году
заказал Джотто (как руководителю обширной мастерской) 28
сцен из легенды о св. Франциске. К этому же периоду
относится также создание знаменитого напрестольного Распятия
из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и Мадонны Сан
Джорджио алла Коста.
1300 - 1310. В год, провозглашенный папой Бонифацием VIII
святым, Джотто, по мнению многих авторов, отправился в Рим
и, возможно, уже тогда создал мозаику Навичелла. В последнее
время наметилась тенденция, относящая эту работу на 10 лет
позже. Во всяком случае, она прославила его на всю Италию.
1301. В одном из документов, датируемых этим годом, Джотто
предстает владельцем дома во Флоренции. К началу XIV века
Джотто уже женат. Его супруга, Чиута ди Лапо дель Пела,
родила ему восемь детей, один из их сыновей стал живописцем.
1303 - 1306. В этот период между 1303 и 1305 годами создано
главное произвеление Джотто - фрески капеллы дель Арена в
Падуе. Под непосредственным руководством Джотто был расписан
центральный неф; росписи на стенах апсиды относятся к школе
Джотто и выполнены после 1317 года. Вполне возможно, что
Джотто еще до Падуи успел поработать в Римини, то есть между
1300 и 1303 годами. И, быть может, завершив работы для
Энрико Скровеньи, Джотто пробыл в Падуе еще один год.
Поскольку согласно источникам в Палаццо делла Раджионе
(городская ратуша) он изобразил небесное знамение по
указаниям астронома Пьетро д’Абано, а тот вернулся из Парижа
в Падую только в 1306 году. Затем Джотто пишет Мадонну
Оньиссанти, которую он завершил, очевидно, около 1310 года.
1309. В одном из найденных относительно недавно источников
документ, датируемый около 1309 года, называет какого-то
купца из города Ассизи, который оказался кредитором Джотто.
1312. Согласно протоколу из Государственного архива Флоренции
4.9.1312, Джотто сдал в аренду Бартоло Ринуччи ткацкий
станок на шесть месяцев, назначив месячную плату по годовой
ставке в 120 %, тогда как обычной была ставка 50 %. Договор
«Джотто живописца», проживающего у Санта Мария Новелла во
Флоренции, заверен другом Данте, нотариусом Лапо ди Джианни.
Кроме того из судебных актов мы узнаем, что Джотто
привлекал, как правило, двух нотариусов для взыскания
долгов, а в 1314 году их было даже шесть.
1312 - 1320. В 1312, 1314 и 1315 годах художник упоминается в
записях флорентийских нотариусов. феррарский летописец
Риккобальдус записал между 1312 и 1313 годами, что Джотто
был знаменит в Италии и что ему приписывают росписи во
францисканских церквах Ассизи, Римини и Падуи, а также в
капелле дель Арена, тоже в Падуе. Можно предположить, что
пребывание Джотто при папском дворе в Авиньоне падает на
1325-1318 годы, когда художник не упоминается в нотариальных
записях Флоренции. Так что утверждение Вазари, что Джотто
вернулся из Авиньона в 1316 году, взято не совсем из
воздуха. Во всяком случае, если отнести фрески Джотто в
капелле Перуцци флорентийской францисканской базилики Санта
Кроче к 1318 году или еще более раннему времени, учитывая
его пребывание в Авиньоне, то это означало бы чрезвычайно
напряженный рабочий график. Около 1320 года Джотто, должно
быть, расписал крестовые своды нижней церкви Сан Франческо в
Ассизи, если стилистически приписываемые ему работы
действительно принадлежат его кисти.
1320. Во Флоренции Джотто внесен в список цеха Arte dei
medici e degli speziali (врачей и аптекарей), куда принимали
также живописцев.
1325. Можно предполагать, что в этот год Джотто приступил к
росписи капеллы Барди в базилике Санта Кроче во Флоренции. В
это же время он покупает земельные участки в Колле ди
Веспиньяно.
1328 - 1333. Многочисленные документы свидетельствуют о
деятельности Джотто при Анжуйском дворе в Неаполе. 20.011330
король Роберт I присваивает ему титул фамильярного, то есть
придворного, художника.
1334. Поскольку Флоренция не желала потерять своего
знаменитого гражданина при дворе короля Роберта, городские
власти назначили его весной 1334 года руководителем всех
строительных работ в городе, а также строительства собора..
1337. Флорентийское правительство направило Джотто в Милан
для создания фресок для Аццо Висконти. Вскоре после своего
возвращения Джотто скончался во Флоренции 8 января 1337 года
(1336-го по флорентийскому календарю).