Музей
расположен в соборе за апсидой. Он хранит произведения
искусства из самого собора, колокольни и баптистерия.
Над
входом - бюст Козимо работы Бандини, внутри - античная
скульптура, статуи и фрагменты первоначального фасада собора
и баптистерия.
На нижнем этаже - статуи, выполненные Арнольфо ди Камбио:
Бонифаций VI 11 благословляющий. Мадонна с младенцем и
Мадонна Рождества, а также знаменитая статуя Св. Луки работы
Нанни ди Банко. В соседнем зале выставлены книги, рукописные
хоралы и реликварии. На втором этаже находятся Капториа Луки
делла Роббиа (1431-1438 гг.) с десятью рельефами,
иллюстрирующими светлый псалом царя Давида, а также Канториа
Донателло (1433-1439 гг.), строгая архитектоника которых
восходит к античному искусству. Эти два шедевра, выполненные
в мраморе, были изъяты из собора в 1686 году по распоряжению
Фердинандо Медичи.
В этом же зале находятся статуи, украшавшие когда-то
Колокольню Джотто. Это прежде всего скульптуры пророков
Аввакума ("Цукконе") и Иеремии, выполненные Донателло, а
также скульптуры Авраама и Исаака работы Нанни ди Бартоло. В
зале слева можно увидеть подлинные медальоны с Колокольни
Джотто, расположенные в два ряда, как это и было
первоначально.
В нижнем ряду - выдающиеся произведения Андреа Низано:
Сотворение Адама, Сотворение Евы и Обработка земли. В
верхнем ряду представлены работы школы Пизано, а также
произведение Альберто Ар-нольди на сюжет Святое причастие. В
зале справа выставлен главный алтарь Баптистерия, с эмалью и
позолотой, - прекрасный образец готического стиля, который
был завершен только в эпоху Возрождения. Над этим шедевром
работали такие мастера как Микелоццо, Верроккьо, Антонио
дель Поллайоло и Бернардо Ченнини. С обеих сторон алтаря
находятся статуи Св. Девы и Архангела Гавриила
(Благовещение), приписываемые Якопо делла Кверча. В числе
многих знаменитых произведений живописи и скульптуры музея -
Пьета Микеланджело, а также известный диптих византийской
школы конца XIII века с сюжетами из Жизни Христа и Мадонны
и, наконец, внизу на лестничной площадке - деревянная статуя
Марии Магдалины работы Донателло. Проникновенное исполнение,
глубокое чувство реализма и мастерское владение материалом
делают статую одухотворенной.
Данное произведение относится к позднему флорентийскому
периоду Донателло (1435-1455 гг.). При последней реставрации
статуе была возвращена ее первоначальная окраска. На нижнем
этаже, в зале, где выставлена скульптура с фасада собора,
разрушенного в 1587 году, можно познакомиться также с
чертежами второй половины XVI века, на которых воспроизведен
первоначальный фасад собора с обозначением места для статуй
и архитектурного декора.