Собор Санта Мария дель Фьоре (Св. Мария с цветком) - итог
творчества многих художников-архитекторов, работавших над
ним в течение нескольких столетий.
В 1294 году Гильдия
искусств поручила архитектору Арнольфо ди Камбио построить
новый собор на месте церкви Санта Репарата. Вокруг и внутри
нее были возведены строительные леса, однако церковь
продолжала действовать еще в течение десятилетий до 1375
года. Работы над новым собором начались 8 сентября 1296 года
и продолжались под руководством таких мастеров, как Джотто,
Андреа Пизано, Франческо Таленти, вплоть до 1375 года, когда
старая церковь Санта Репарата была снесена и частично
переработан первоначальный проект Арнольфо ди Камбио. Купол
начали строить гораздо позже - в 1420 году, когда был
объявлен конкурс на лучший проект. Победителем в конкурсе
вышел Брунеллески. Для возведения этого купола огромных
пропорций ему потребовалось 14 лет. В 1434 году все работы
были завершены, и два года спустя, то есть через сто сорок
лет от начала строительства, собор был освящен. Установка
фонаря, увенчанного позолоченным шаром, началась в 1445
году и была завершена в 1461 году. Фасад собора в стиле
флорентийской готики относится к XIX веку.
Купол должен был увенчать уже готовую конструкцию собора.
Создать этот шедевр архитектурного искусства выпало на долю
Брунеллески, который разработал проект и осуществил его
между 1420 и 1434 гг. Великий зодчий создал этот грандиозный
восьмигранный купол, как бы парящий в воздухе, применив
систему нервюр, связанных между собой, и кирпичную
облицовку, полностью отказавшись от строительных лесов.
Пустотелый купол, высотой 91 м, состоит из двух оболочек,
имеет яйцевидную форму и опирается на высокий барабан
диаметром 45,52 м. Проект Брунеллески не предусматривал
декорировку свода, однако в 1572-1579 гг. он был расписан
художниками Вазари и Дзуккари. В прошлом столетии было
предложено (это предложение остается в силе и сейчас)
восстановить исходный проект Брунеллески, то есть убрать
фрески и вернуть своду его первозданную белизну. Фонарь,
спроектированный также Брунеллески, имеет форму небольшого
храма. Вместе с ним общая высота купола составляет 107 м.
В строительстве башни-колокольни с 1334 по 1359 гг.
принимали участие такие архитекторы, как Джотто (автор
проекта и руководитель работ), Андреа Пизано и Франческо
Таленти. Колокольня, высотой 84 м, имеет квадратную форму
(ширина каждой стороны более 14 м) и со всех сторон украшена
шестигранными и ромбовидными медальонами (работа Андреа
Пизано, Луки делла Роббиа, Альберто Арнольди и других
мастеров этой школы), а также нишами со статуями и глухими
нишами. В медальонах внизу (в настоящее время копии)
представлены сюжеты Жизнь Человека в Созидании и Искусстве;
в верхнем ряду - Планеты, Добродетели, Свободные искусства и
Таинства. Копииста-туи (оригиналы находятся в Музее
произведений искусства Собора) представляют Пророков, Сивилл
и Св. Иоанна Крестителя.
В 1587 году был разрушен фасад собора, строительство
которого было начато по проекту Арнольфо ди Камбио, но так и
не было доведено до конца. С этого момента в течение почти
трех веков предлагались различные проекты и проводились
конкурсы на осуществление нового фасада собора. И, наконец,
в 1871 году был одобрен проект архитектора Эмилио де Фабрис,
завершившего работы в 1887 году. Фасад, который мы видим
сегодня, разительно отличается от всех предыдущих вариантов.
Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но
разных цветов: белого - из карьеров Каррары, зеленого - из
Прато и розового - из Мареммы. Над порталами в тимпанах
представлены сюжеты из Жизни Св. Марии, а в люнетах слева
направо - Милосердие, Мадонна с покровителями города и Вера.
Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе.
Соединительным звеном между боковыми и центральным
окнами-розетками является фриз со статуями Апостолов и Св.
Марии. Вверху над серией бюстов художников возвышается
тимпан с барельефом, изображающим Отца Небесного..
Интерьер собора, выполненный в соответствии с архитектурными
канонами итальянской готики, поражает протяженностью
вертикального и горизонтального пространства. По своим
размерам (длина - 153 м; ширина в районе нефов - 38 м и в
районе трансепта - 90 м) собор занимает четвертое место в
мире. Пилоны, украшенные пилястрами, поддерживают огромные
арки и перекрещивающиеся стрельчатые своды лефов. Вверху
идет галерея, опирающаяся на консоли. В глубине открывается
главный алтарь (работы Баччио Бандинелли) в окружении трех
апсид, или кафедр, разделенных, в свою очередь, на пять
отсеков. Пол выполнен в 1526-1660 rr. из цветного мрамора
архитекторами Баччио и Джулиано д'Аньоло, Франческо да
Сангалло и другими мастерами. В левом нефе особо следует
выделить две фресковые картины с изображением конных статуи
кондотьеров Джованни Акуто и Пикколо да Толентино. Первая
написана в 1436 году Паоло Уччелло, а вторая - в 1456 году
Андреа дель Кастаньо. Интерес представляют витражи фасада
работы Гиберти, гробница Антонио д 'Орсо работы Тино да
Камаино (1321 г.), люнета с Коронацией Марии работы Гаддо
Гадди. В левом нефе находится арочный павильон с Иисусом
Навином Чуфраньи, Донателло и Нанни ди Бартоло и бюст
Скварчалупи работы Бенедетто да Майано.
Это восьмигранное церковное сооружение с полуциркульной
апсидой, стоящее на ступенчатом подиуме, было построено в
IV-V вв. возле северных ворот Флоренции римского периода.
Современный облик баптистерий получил в X1-XIII вв. В 1128
году он был покрыт гладкой пирамидальной крышей, фонарь с
колоннами относится к 1150 году, а прямоугольная кафедра
("scarsella") - к 1202 году. Снаружи здание облицовано
зеленым и белым мрамором. Каждая грань баптистерия имеет
трехлепестковое деление, украшена пилястрами и увенчана
антаблементом и полукруглыми арками, обрамляющими окна.
Особого внимания заслуживают бронзовые ворота, а внутри
- мозаики свода. Ворота расположены с трех сторон Баптистерия
Св. Иоанна Крестителя: Южные ворота, выполненные Андреа
Пизано, с сюжетами из Жизни Иоанна Крестителя и с
аллегориями Добродетелей; Северные ворота Гиберти с
эпизодами из Нового Завета, Евангелистами и Учителями церкви
и Восточные ворота - шедевр Гиберти, по праву считающиеся
самыми знаменитыми. Они выполнены по заказу Гильдии купцов в
1425 году, разделены на десять панелей и воспроизводят сцены
из Ветхого Завета. По совершенству исполнения ворота
заслуженно носят название, данное им Микеланджело, - "Врата
Рая".
Публикуемые фотографии сделаны с оригиналов Врат,
представленных здесь во всем их великолепии, пока они не
покрылись патиной под воздействием атмосферных условий. В
настоящее время Врата Рая находятся па реставрации; на их
месте установлена совершенная копия Врат, поражающих нас
своим ярким блеском. Возможно они такими и были, когда в
1425 году их устанавливали в Баптистерии. Скорее всего, со
временем они тоже покроются патиной, тогда как
отреставрированные оригиналы будут надежно сохраняться в
Музее произведений искусства Собора.