Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, 24
марта 1483 - 1520) - итальянский живописец, график и
архитектор, представитель флорентийской школы. Яркий
представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью
и возвышенной одухотворенностью воплотивший
жизнеутверждающие идеалы эпохи.
Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. 1502-03)
проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие
человека, гармонию духовных и физических сил прославил в
росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17 года), достигнув
безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия
колорита, единства фигур и величественных архитектурных
фонов.
Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская
мадонна", ок. 1513), художественные ансамбли в росписях
виллы Фарнезина (1514-18 года) и лоджиях Ватикана (1519, с
учениками). В портретах создан идеальный образ человека
Возрождения ("Б. Кастильоне", 1514-15). Проектировал собор
св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель
Пополо (1512-20 года) в Риме. Возлюбленная и натурщица -
Форнарина.
Основные работы
Диспута
Афинская школа
Мадонна в кресле
Сикстинская Мадонна, 1513, Галерея старых мастеров, Дрезден.
Портрет Бальдассаре Кастильоне
Фрески «Парнас» и «Афинская школа», Ватикан
Месса в Больсене
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
Капелла Киджи, Рим
Триумф Галатеи
Положение во гроб
Афинская школа. Фреска
Портрет папы Льва Х
Обручение Марии
Три грации
Разносторонне одаренный, художник, архитектор и скульптор,
Рафаэль считался по праву также выдающимся рисовальщиком в
итальянском искусстве. Первоначальное обучение он прошел у
своего отца, Джованни Санти. В дальнейшем учился у
Перуджино, от которого воспринял умение передать состояние
духовной просветленности человека, поиски идеального начала
в женском образе. Позже во Флоренции, соприкоснувшись с
творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них
анатомически правильному изображению человеческого тела.
В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента
начинается период наивысшего расцвета его творчества: он
выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце
(1509-1511), среди которых безусловный шедевр мастера-фреска
«Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые
картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения,
работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже
руководит строительством собора св. Петра). В неустанных
поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе
Мадонны, он создает самое совершенное свое творение -
«Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и
самоотречения.